Банкротство финансовых организаций: особенности процедуры

Банкротство банковЗаконом ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который был принят еще в 2002 году, детально прописываются нюансы этой довольно печальной для любой компании процедуры. Там же представлен и перечень юридических лиц, на которых распространяются особые условия при проведении указанной процедуры.

В этот список входят, скажем, градообразующие и сельскохозяйственные предприятия. Однако в наибольшей степени россиян интересуют особые условия банкротства финансовых организаций, поскольку трудно найти граждан, которые не являются клиентами банков.

Какие финансовые организации в ФЗ-127 получают особый статус?

На самом деле закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», устанавливая особые условия для признания несостоятельными финансовых организаций, подводит под это определение достаточно широкий круг разнообразных юридических лиц.

Кроме традиционных банков, статья 180 данного закона также называет страховые компании, микрофинансовые организации (МФО), негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы и даже компании, которые относятся к так называемым организаторам торговли. В этом же списке и юридические лица, которые работают с ценными бумагами в соответствующем сегменте рынка либо управляют инвестиционными фондами.

Объединяет все эти структуры не только то, что они в той или иной степени работают с денежными средствами, ценными бумагами, инвестициями и паями. Общим для всех является контрольный орган, а именно – Банк России. Именно он выдает (или затем отзывает) специальные разрешительные документы (лицензии), которые позволяют организации осуществлять свою коммерческую деятельность.

Точно также общим для всех является ликвидатор (при полном банкротстве и ликвидации юрлица) или конкурсный управляющий (при открытии конкурсного управления). И это государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ).

Почему финансовым организациям нужен особый статус при банкротстве?

Российское законодательство о банкротстве часто меняется, дополняется и развивается, поскольку практика арбитражных судов показывает, как быстро меняется ситуация на рынке. Скажем, МФО были включены в приведенный выше перечень ФЗ-127 только летом 2013 года.

Банкротство финансовых организаций всегда в России было на особом счету. Для регулирования этой процедуры даже был разработан и принят отдельный закон – «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (№ 40-ФЗ от 25 февраля 1999 года). Однако в настоящее время он утратил силу, поскольку в декабре 2014 года как раз и были внесены масштабные поправки в ФЗ-127, в результате который в главе 9 появился отдельный параграф по финансовым организациям.

Через финансовые организации в России идет масштабный денежный поток, не только в отечественной, но и в иностранной валюте. Большинство из них имеют возможность использовать для своих целей и распоряжаться по своему усмотрению огромным объемом чужих средств.

При этом они обязаны вернуть принятые во вклады или паи средства практически по первому требованию клиента. Все это создает особые риски, в том числе и для устойчивости всей экономической системы страны.

Снижение таких рисков, минимизация потерь – это главные причины того, почему предусмотрены особые условия процедуры банкротства. Предлагаемый законом комплекс мероприятий носит усеченный характер. Положения закона о банкротстве, касающиеся этой сферы, в значительной степени направлены на то, чтобы сохранить полноценную деятельность организации путем ее финансового оздоровления, то есть предотвратить банкротство.

Более того, ФЗ-127 считает нецелесообразным применение к таким организациям процедуры финансового оздоровления либо внешнего управления. Ведь в ходе их реализации финансовые организации смогут продолжить свое традиционную хозяйственную деятельность, а это означает, что возрастают риски потери денег вкладчиков и пайщиков.

Добавить комментарий