Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа

Договор воздушной перевозки пассажиров и багажаМало кто из нас задумывается о том, что, отправляясь на посадку в самолет для перелета на курорт или в командировку, мы на самом деле заключаем договор воздушной перевозки пассажиров и багажа. И уж тем более далеко не все знают о том, какие права дает нам этот договор и какие обязанности на нас возлагает.

Это одна из разновидностей общего договора перевозки пассажиров и багажа. Он распространяется на все виды транспорта – от такси и автобусов до самолетов и теплоходов. И для каждого вида транспорта есть свои особенности при заключении такого договора.

Общие правила перевозки пассажиров и их багажа

Правовые основы такого договора перевозки прописаны в статье 786 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а также в статье 103 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ). Суть этих определений, по сути, идентична, они имеют общее содержание, но специализированный кодекс несколько более конкретен.

В любом случае содержание указанного документа заключается в том, что одна сторона обязуется доставить вторую сторону (а это всегда физическое лицо) вместе с имеющимся багажом в определенный пункт назначения. В свою очередь вторая сторона обязуется оплатить указанную услугу. Пассажиру также позволительно безвозмездно либо на условиях определенной льготы перевезти вместе с собой детей (до определенного возраста) и конкретный (в зависимости от вида транспорта) объем багажа.

При заключении такого договора одной стороной выступает компания-перевозчик, а второй – пассажир. Также стороной договора может выступать лицо, которое пассажиром уполномочено на получение его багажа.

Особенность договора пассажирских перевозок состоит в его двойственности. Он предусматривает два вида прав сторон и два вида их ответственности. Речь идет как о нормах транспортного законодательства (в частности, о правилах воздушных перевозок), так и о требованиях нормативной базы по защите прав потребителей.

Права и обязанности сторон при использовании воздушного транспорта

При использовании воздушного транспорта законодатель наиболее детально прописал статус и возможности такой стороны, как пассажир. Это связано с повышенной опасностью данного вида транспорта. А потому более четко прописаны правила перевозки особых категорий пассажиров – например, людей с ограниченными физическими возможностями или малолетних детей.

Особенность именно договора воздушных пассажирских перевозок – проведение предполетного досмотра пассажиров и их предварительной регистрации на тот конкретный рейс, который указан в проездных документах. На этом этапе пассажиру может быть отказано в допуске на борт самолета, что приведет к прекращению действия договора. И это при определенных обстоятельствах не будет считаться нарушением договорных обязательств со стороны перевозчика.

Еще одна особенность – возможность заключения индивидуального договора на фрахт отдельного судна для конкретного пассажира или их группы (чартер).

Эксперты говорят о том, что договор воздушной перевозки пассажиров можно отнести к категории публичных. ГК РФ определяет данную категорию как договор, на основании которого коммерческая структура обязана выполнить работы, оказать услуги или реализовать товары для любого субъекта, обратившегося за такой услугой, работой или товаром. Иными словами, авиаперевозчик обязан продать билет любому обратившемуся гражданину и затем осуществить его перевозку.

Также следует отметить, что данный вид договоров относится к категории консенсуальных. Иными словами, при его заключении достаточно согласия сторон по всем существенным условиям договора – перевозчик предлагает вариант доставки до места назначения, а пассажир с этими условиями согласен, что и подтверждает оплатой услуги по тарифу. Как таковой договор сторонами при этом не подписывается. Его подтверждением (удостоверением) является разве что билет, который сейчас может быть в том числе и в электронном виде.

Хотите поделиться?

Не нашли, что искали?

юрист Стравинский Б.Д.

6 комментариев к “Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа”

Вы можетеоставить отзыв или Обратную ссылку эта запись.
  1. влад - 22.07.2019 Ответить

    здраствуйте! меня не пустили пьяным в самолет. пришлось покупать новый билет на следующий рейс. как вернуть деньги за пропавший авиабилет у авиакомпании?

    • юрист Стравинский Б.Д. - 22.07.2019 Ответить

      Здравствуйте! Задача представителей авиакомпании — наземное обеспечение безопасности будущего полета. Поэтому авиапассажиры в алкогольном опьянении не допускаются на борт воздушного судна. Это важно для безопасности всех пассажиров и нормального прохождения полета в целом. На основании статьи Воздушного кодекса вам должен был быть составлен акт нарушения, почему пассажир снимается с рейса. Соответственно, в связи с нарушением договора перевозки со стороны пассажира происходит расторжение договорных условий между авиакомпанией и пассажиром. Поэтому вернуть деньги за билет, к сожалению, нельзя.

  2. Антон - 16.09.2019 Ответить

    Скажите пожалуйста,в какой суд или какую другую инстанцию можно пожаловаться на авиакомпанию, которая не посадила нас на рейс.Причина некомпетентность её сотрудников.

    • юрист Стравинский Б.Д. - 17.09.2019 Ответить

      Добрый день, Антон! А можно поподробнее, в чем именно заключалась некомпетентность сотрудников авиакомпании?

  3. Антон - 23.09.2019 Ответить

    Привет. Купили билеты в одной авиакомпании сообщением Анапа-Москва, Москва-Омск. За пару недель до вылета авиакомпания перенесла рейс Анапа-Москва. В связи с этим пересадка между рейсами теперь составляет 25 минут. Получилась нестыковка рейсов по инициативе авиакомпании. Нам предлагают вылететь из Анапы не вечером, как планировалось, а утром. И провести в аэропорту Москвы не полтора часа, как планировалось, а 9 часов. Причем, за свой счет. Насколько правомерны действия авиакомпании? Полагается ли нам какая-либо компенсация за предстоящие неудобства? Билеты были оплачены в 100% объеме за пару месяцев до вылета. Спасибо.

    • юрист Стравинский Б.Д. - 24.09.2019 Ответить

      Добрый день.Да, Вы можете требовать компенсации морального вреда.
      «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016)ГК РФ Статья 151. Компенсация морального вреда
      Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренныхзаконом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
      (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
      (см. текст в предыдущей редакции)
      При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.