Как подать в суд по защите прав потребителей?

Как подать в суд по защите прав потребителей?Когда вы сталкиваетесь с нарушением своих прав как потребителя товаров или услуг, то оптимальный вариант – это когда продавец или производитель добровольно признает свое нарушение и соглашается все исправить. К сожалению, компромиссный вариант урегулирования проблемы удается найти не так уж часто.

Как правило, пострадавшему потребителю приходится обращаться за помощью в соответствующие государственные надзорные органы или к общественным правозащитным организациям. Однако есть немало потребителей, которые готовы самостоятельно побороться за восстановление своих законных прав, в том числе и через суд по защите прав потребителей.

Когда следует обращаться в суд?

Прежде всего, давайте определимся, кто такой потребитель с точки зрения действующего российского законодательства? Это обязательно физическое лицо, которое приобретает товар или получает услугу исключительно для собственных, личных или семейных, нужд. Если он делает это для того, чтобы в дальнейшем использовать полученный товар или выполненную для него услугу в предпринимательской деятельности, то потребителем он не считается, а правила защиты на него не распространяются.

Потенциальным вашим противником в суде, где вы намерены защитить свои права как потребитель, может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в любой организационно-правовой форме, но только в том случае, если они имеют официальный статус и регистрацию. Кроме того, вы обязательно должны были заплатить за полученные товар или услугу. Если сосед по дружбе пришел отремонтировать вам розетку, а в итоге сгорела вся проводка в доме, то это немного другая правовая история.

Право на судебную защиту потребителя, который считает, что получил некачественную услугу или товар, определяется статьей 17 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей». Подобные дела в судопроизводстве Российской Федерации относятся к категории гражданских.

Для обращения в суд достаточно, чтобы гражданин посчитал, что его права нарушены. Его также могут не устроить те меры, которые предпринял (или, напротив, не предпринял) продавец или изготовитель услуги после жалобы потребителя. Правда, есть один нюанс: надо быть уверенным в справедливости и, главное,  в законности своих претензий. Если в суде выяснится обратное, то на вас лягут все судебные издержки.

Как проходит подготовка обращения в суд?

Важно, что законодатели позаботились о том, чтобы обеспечить максимальную доступность судебной защиты для тех потребителей, которые посчитали свои права ущемленными.

Например, именно им предоставляется возможность определения, в какой суд направить свое исковое заявление – там, где находится ответчик; там, где живет сам истец; там, где осуществлялась покупка некачественного товара или заключался договор на выполнение некачественной услуги.

Еще один шаг навстречу потребителям – это возможность подать иск без внесения государственной пошлины в том случае, если «стоимость» иска ограничена суммой до 1 млн. рублей. Статистика говорит, что подавляющее большинство исков относится именно к этой ценовой категории.

Содержание искового заявления определяется положениями статьи 131 ГПК РФ. Помимо наименования суда, персональных данных истца и данных ответчика, следует в обязательном порядке указать, каково нарушение прав истца, в чем оно заключается, каковы доказательства, подтверждающее справедливость претензий. Кроме того, истец должен указать в заявлении цену иска с детальным расчетом размера предъявленной к взысканию суммы. Обязательно следует указать и факт досудебного обращения к ответчику, если таковой имеется.

Нельзя забывать и еще об одном важном моменте. Если исковое заявление подается в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц, то при этом возможны только требования неимущественного характера. Иными словами, можно требовать в этом случае признать действия продавца или производителя противоправными, а также потребовать устранить нарушения закона, но нельзя требовать материальной компенсации.

Не нашли, что искали?