Регистрация судов и яхт

Регистрация судов и яхтНесмотря на периодически случающиеся проблемы в экономике России, в нашей стране становится все больше людей, которые могут себе позволить приобретение таких транспортных средств, как яхты и другие варианты судов. Ведь это далеко не всегда лайнер размерами со скромный аналог «Титаника», но и достаточно умеренные по размерам суда, которые доступны семейным бюджетам представителей среднего класса.

Но мало исполнить мечту своего детства и приобрести собственный кораблик. После этого еще следует преодолеть массу бюрократических препятствий для того, чтобы официально зарегистрировать судно. Без такой регистрации оно обречено оказаться на вечном приколе у причала, а мечта останется нереализованной и развеется как дым.

Однако этот процесс требует не только большого терпения и некоторой суммы денег, но знаний достаточно специфической сферы юриспруденции. Нужно разбираться в нормативных тонкостях Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) и многих других документов.

Зачем нужна регистрация судов?

По сути, мы уже ответили на этот вопрос – без регистрации судно в официальном поле как бы вообще не существует, что чревато для владельца многочисленными проблемами (не только юридического, но и экономического или даже криминального плана).

Хотя в международном морском праве отсутствует прямое требование о необходимости регистрации, но все сопутствующее законодательство выстроено так, что незарегистрированное судно фактически обретает нелегальный статус. Его могут заподозрить в криминальной деятельности (например, в доставке контрабанды), арестовать, изъять у владельца, оштрафовать, поставить на прикол.

Во многих странах незарегистрированные суда вообще не могут швартоваться и находиться в порту. Они беззащитны при юридических и экономических спорах, являясь легкой жертвой для мошенников и иных преступников. Ведь в большинстве стран официальная регистрация судна еще и закрепляет право собственности владельца.

Кроме того, регистрация судов связана и с проверкой их технического состояния, гарантируя полное соответствие установленным техническим нормативам и, соответственно, безопасность для пассажиров и экипажа.

Однако в российском законодательстве есть и небольшой перечень судов, которые все же не требуют официальной регистрации. Это относится к:

  • традиционным шлюпкам и другим плавучим средствам, являющимся составной частью других зарегистрированных судов;
  • небольшим плавучим средствам, если их вес не превышает 200 кг, а мощность двигателя – 10 лошадиных сил (8 кВт);
  • парусным судам для спорта, если они не оборудованы двигателями, в длину не превышают 9 метров и не имеют специально оборудованных спальных мест.

Все остальные суда и яхты на территории РФ в соответствии с требованиями отечественных нормативных документов обязаны пройти регистрацию.

Какое ведомство в РФ осуществляет регистрацию яхт и судов?

Даже такой простой вопрос способен поставить в тупик владельцев подобных транспортных средств, поскольку регистрация разных судов осуществляется в разных местах. Это зависит от размера судна и его предназначения. И прежде чем погружаться в непростую процедуру регистрации, следует разобраться именно с этим вопросом.

Что собой представляет результат регистрации? Это присвоение определенной идентификационной отметки судну и внесение ее в определенный реестр. Но вот ведут эти реестры разные ведомства.

Если вы планируете использовать свое плавучее транспортное средство просто для удовольствия (например, личных морских или речных прогулок), то оно будет зарегистрировано в качестве маломерного судна с пометкой «парусное или парусно-моторное судно» в Реестре маломерных судов. Сделано это будет такой организацией, как ГИМС МЧС России (Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России).

Если такое судно имеет длину свыше 20-ти метров и вмещает на борт 12-18 человек, то оно должно пройти освидетельствование в Российском Морском регистре судоходства (РМРС) либо в Российском речном регистре (РРР), а выдача судового билета осуществляется через структуры Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС) либо через капитана морского порта.

В том случае, если на борту судна предполагаются не только прогулки с друзьями, но еще и какая-то коммерческая деятельность, то оно должно быть зарегистрировано уже в Государственном судовом реестре. Освидетельствование идет через РМРС либо РРР, а выдача судового билета – через ГБУВПиС либо через капитана морского порта.

Отдельная ситуация – с судами, которые используются в спортивных соревнованиях. Их освидетельствование и установление права собственности выполняется Минтрансом России через РМРС либо РРР. Однако затем они должны быть внесены в Спортивный судовой регистр (ССР) Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС).

Следует обратить внимание на то, что регистрация судов в России имеет две составляющие – это регистрация права собственности и внесение в реестр, то есть получение идентификационного номера. Как правило, в РФ это выполняется одновременно.

Нужно не упустить из вида и еще одно важное обстоятельство. В России к маломерным судам относятся те, которые имеют длину не более 20-ти метров, а вот в международной нормативной базе малыми (вернее, прогулочными — pleasure) считают суда до 24-х метров. Так что яхта в 23 метра 80 см, которая построена и приобретена, скажем, в Европе как прогулочная (то есть маломерная), в России таковой признана не будет. К ней будут предъявлять требования (в том числе технические) как к крупному судну.

Порядок прохождения регистрации

Для регистрации в разных реестрах могут потребоваться какие-то дополнительные документы, однако базовый пакет един для всех случаев. В него в обязательном порядке входят:

  • личные документы владельца, если это физическое лицо (паспорт, ИНН и т.д.)
  • если это юридическое лицо, то нужны подлинники и копии документов о госрегистрации, о постановке судна на баланс компании; доверенность для человека, участвующего в процессе регистрации судна;
  • правоустанавливающие документы на судно (договора купли-продажи, строительства судна, товарные чеки, справки-счета и т.д.), которые должны подтвердить его происхождение;
  • существующий судовой билет (если судно переходит к вам от другого собственника);
  • свидетельство о классификации;
  • квитанция на оплату регистрации;
  • заявление установленной формы (в котором указывается в том числе и название судна).

Все документы предоставляются на русском языке. Для иностранных документов предоставляется заверенный должным образом перевод.

Если судно новое, то пакет документов должен быть передан в соответствующее ведомство не позднее 30-ти дней с даты покупки. Подать документы можно как по месту своего жительства, так и по месту базирования вашего судна.

В отношении маломерного судна решение о регистрации выносится не позднее, чем за три рабочих дня с даты подачи документов. На регистрацию иных судов ведомствам выделяется 30 дней. Этот срок может быть продлен еще на столько же, если есть необходимость более тщательно проверить представленные документы. Кстати, может последовать и отказ в регистрации, который владелец вправе обжаловать в рамках действующего законодательства.

Процедура регистрации судов и яхт завершается выдачей судового билета и присвоением регистрационного номера. Если совладельцев несколько, судовой билет выдается каждому. Его нотариально заверенная копия должна находиться непосредственно на судне.

По российским стандартам в регистрационный номер входят три буквы (Р, то есть Россия, плюс обозначение региона) и четыре цифры (указывающие на владельца – гражданина или юрлицо). Регистрационные номера наносят на оба борта судна, причем размеры надписи жестко регламентируются.

Не нашли, что искали?