Суть товарного знака и важность его регистрации

Регистрация товарного знака

Начиная свой бизнес, многие предприниматели забывают об очень важной стороне этой деятельности – сделать свою продукцию или услугу узнаваемой, индивидуальной, отличной от любых других. Оптимальным способом такой индивидуализации является регистрация товарного знака.

Это логотип или бренд, используемый в любой крупной компании или предпринимателем. Он нужен для того чтобы выделить определенный товар, его особенности или качества, которые отличаются от всех остальных. К тому же, никто не имеет права пользоваться зарегистрированным товарным знаком, кроме его владельца, если конечно он сам не дал на это разрешение.

Что такое товарный знак?

Его история насчитывает столетия, если не тысячелетия. То клеймо, которое древний скотовод ставил на бок своей корове, уже может считаться именно товарным знаком, поскольку оно выделяло личный скот владельца среди множества других коров. Иным словами – осуществляло индивидуализацию продукции торговца.

Что касается действующего российского законодательства, все понятия, возможные процедуры и запреты в этой сфере права можно найти в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ). Он трактует понятие «товарный знак» как некое (в любой форме) официально зарегистрированное обозначение товаров и услуг граждан или юрлиц, отличающее их от аналогичных, производимых другими компаниями или гражданами.

Эта особая индивидуальность произведенной продукции или услуги может быть оформлена с помощью любых средств и методов – словами, рисунками, графическими символами и другими. Все зависит от фантазии и личных предпочтений предпринимателя. Главное, чтобы он был уникальным запоминающимся и лучше всего простым.

В этой сфере существует масса и других понятий, которые обладают сходными признаками. Скажем, практически идентичным товарному знаку является понятие «знак обслуживания» (service mark), но он относится лишь к сфере услуг. Ту же роль выполняет и более универсальное понятие «торговая марка» (trademark).

Товарный знак может быть выражен через логотип (от греческих слов logos – слово и typos – отпечаток) либо слоган (от английского to slog – сильно ударять). Первое – это стилизованное, часто укороченное название компании в оригинальной графике. Второе – это короткая запоминающаяся фраза, созданная специально в рекламных целях.

Комплексное сочетание всех этих элементов формирует в итоге бренд, то есть торговую марку, которая уже завоевала рынок, хорошо известна потребителю и узнаваемая среди множества других. Это становится средством в конкурентной борьбе на рынке.

Зачем нужен товарный знак для бизнеса?

Товарный знак, как для крупного бизнеса, так и для мелкого индивидуального предпринимателя, нужен для решения нескольких важных задач.

Самая простая – это идентификация производителя товаров или услуг в глазах потребителя. Товарный знак делает их легко узнаваемыми, выделяет среди множества других аналогичных товаров, а потому подталкивает покупателя сделать конкретный выбор.

Если «раскрученный» товарный знак уже хорошо известен и прекрасно зарекомендовал себя на рынке, то он оказывается эффективным средством в конкурентной борьбе. Ведь он как бы подтверждает качество и происхождение предлагаемого товара. К тому же, товарный знак сам по себе является эффективных элементом рекламы, и дальше продвигая товар на рынке.

Для крупных известных брендов товарный знак – это к тому же еще и актив, который может иметь значительную ценность в денежном выражении. А это означает, что с таким активом можно совершать сделки купли/продажи.

Регистрация товарного знака

Успешный товарный знак обладает такой узнаваемостью и имеет такую высокую стоимость, что нуждается в активной правовой защите.

Следует отметить, что предприниматель или компания не обязаны непременно создавать и использовать собственный товарный знак. Однако в том случае, если они посчитают это целесообразным и выгодным, то его правовая охрана в России возможна только после того, как знак пройдет официальную регистрацию в соответствии с требованиями ГК РФ и ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Для начала придуманный товарный знак нужно проверить на уникальность. Для этого нужно подать заявку на проверку знака или логотипа в Роспатент. Существует база данных всех зарегистрированных в России товарных знаках. Сроки экспертизы конкретно не прописаны, но не должны превышать 18 месяцев. Проводить экспертизу или нет, это ваше право, но, чтобы оградить себя от лишних трат, лучше ее осуществить. Сроки ее проведения в течение месяца со дня подачи заявки, если возникают какие-то спорные вопросы, вам направят заказное письмо с четким описанием спорных моментов. В связи с этим срок экспертизы может продлиться.

Отказать регистрировать ваш товарный знак могут по нескольким причинам:

  • если выбранный знак похож на уже существующий товарный знак;
  • когда в логотипе есть общепринятые символы из области деятельности предприятия;
  • если указывается характеристика товара, например качество или вид;
  • если изображает форму товара или его свойства;
  • товарный знак не может изображать, гербы или флаги страны, а также символику международных компаний;
  • если в логотипе присутствуют ложные элементы, которые не соответствуют заявленному товару;
    также знаки порочащие принципы и моральные ценности общества, а также иные прописанные законом причины.

Если знак прошел проверки уникальности, предприниматель может, собрав все необходимые документы, подать заявление на регистрацию. После завершения всех формальностей ему на руки выдадут свидетельство, которое подтверждает интеллектуальную собственность.

Необходимые документы для регистрации товарного знака

Для регистрации требуется предоставить следующие документы:

  1. Заявление на регистрацию (в нем обязательно должно быть указано ФИО, адрес прописки, место проживания).
  2. Рисунок логотипа с его подробным описанием, с приложенным фото знака в цветном и черно-белом виде.
  3. Список товаров, к которым будет применен заявляемый знак, и группировки классов по Международной классификации.
  4. Подпись заявителя или его представителя.

Дополнительно должны быть приложены квитанция за уплату госпошлины, коды по статистике ГосКомСтата и свидетельство ИП или копия Устава, если товарный знак является коллективным.

 

Регистрация товарного знака позволяет считать его объектом интеллектуальной собственности для конкретного владельца (компании или предпринимателя). Именно он и только он вправе распоряжаться такой собственностью и таким образом, как он хочет. Это категория исключительного права, которая имеет к тому же имущественный характер. И это означает, что данные имущественные права могут по согласию сторон перейти к другому лицу.

Благодаря товарному знаку ваша продукция будет иметь преимущества. Даже в древности купцы помечали свои товары, чтобы по отличиям можно было сказать, кому он принадлежит. В современном же мире так много разных товаров и услуг, что при выборе человек всегда обращает внимание на то, какая фирма его выпустила, на ее отличительные знаки. Можно считать, что регистрация товарного знака будет одной из самых важных процедур, проводимых для успешного продвижения вашего бизнеса.

Хотите поделиться?

Не нашли, что искали?

юрист Стравинский Б.Д.

2 комментария к “Суть товарного знака и важность его регистрации”

Вы можетеоставить отзыв или Обратную ссылку эта запись.
  1. Семен - 26.06.2019 Ответить

    Добрый день! Вопросов несколько. На мое имя (физ.лицо) зарегистрирован товарный знак и его логотип. Одновременно я являюсь ИП. В работе ИП используется зарегистрированный товарный знак и его логотип (в т.ч. на сайте). ООО незаконно разместило на своем интернет сайте фото с моего сайта (я автор фото, исходник в наличии). Кроме того, что используется фото с моего сайта, на нем изображен логотип принадлежащего мне товарного знака. В ООО направлена претензия, оставшаяся без ответа, использование всего вышеперечисленного продолжается. Требования претензии: прекращение использования товарного знака и фото, выплата компенсации за незаконное использование товарного знака и компенсации за нарушение авторского права относительно фото. Вопрос 1: в какой суд следует обращаться с точки зрения подведомственности и подсудности? Вопрос 2: Каков размер госпошлины

    • юрист Стравинский Б.Д. - 27.06.2019 Ответить

      Семен, добрый день! Если У Вас статус ИП и использование ТЗ осуществляется юридическим лицом обращаться с иском следует в арбитражный суд по месту нахождения ответчика в силу ст. 35 АПК РФ.

      Каков размер госпошлины?

      размер ГП при подаче иска в арбитражные суды определен ст. 333.21 НК РФ
      1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
      до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
      от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
      от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
      + 6000 за требования неимущественного характера (о прекращении нарушения)

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.

53 + = 56