Защита прав потребителей: истоки и современный подход

Защита прав потребителейЗащита прав потребителей в человеческой истории относится к одной из самых древнейших отраслей права. Эксперты в этой сфере считают, что хорошо и детально прописанные нормы в указанной сфере можно найти в законах царя Хаммурапи из Древнего Вавилона. А это XVIII век до нашей эры!

Один из самых древних сводов полноценных законов, какой только известен в человеческой истории, содержит положение о том, что продавец отвечает за качество той продукции, которую он предлагает покупателю. Законы царя Хаммурапи также предписывали жестокое наказание продавца за обвес – его следовало кинуть в воду. Этот древнейший свод правил прописывал не только нормы защиты прав потребителей, но и определял перечень тех лиц, кому предписывалось контролировать исполнение указанных законов, и предусматривал действие специальных смотрителей, которые работали на рынках и защищали покупателей от недобросовестных продавцов. Так начали в юридическом плане формироваться потребительские права и развиваться их защита.

В чем суть современного подхода к решению этой проблемы?

Многие положения современного законодательства в этой сфере были сформулированы в классическом римском праве. Оно, например, определяет, что товар следует передавать от продавца к покупателю обязательно в надлежащем качестве. Римское право ввело и понятие срока годности товара. И это все очень напоминает современные формулировки.

В современном праве эта отрасль регулирует отношения между изготовителями товара, его продавцами, исполнителями услуг и потребителями. Национальное законодательство в каждой стране закрепляет конкретные права потребителей и одновременно создает те механизмы, которые смогут гарантировать их соблюдение.

В новейшей истории пионерами в этой отрасли права оказались американцы. Шесть базовых прав были определены в таком документе, как «Билль о правах потребителя», который ввел в действие в 1962 году американский президент Джон Кеннеди. Основа основ – это права на информацию, выбор, безопасность, возмещение полученного ущерба, на образование потребителя, право потребителя быть услышанным. Чуть позднее этот список был расширен еще двумя правами – на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду. Их к базовым правовым ценностям добавила Всемирная организация союзов потребителей.

На этой основе, собственно говоря, с 70-х годов прошлого века и выстраивается национальное законодательство остальных стран, в том числе европейских.

Защита прав потребителей в России

Движение в защиту прав потребителей (или консьюмеризм) является неотъемлемой частью рыночных отношений. А это означает, что в СССР с его плановой экономикой эта часть правовой системы развивалась не слишком активно. Долгое время взаимоотношения субъектов сделки по купле/продаже регулировались только отдельными положениями Гражданского кодекса.

На закате СССР законодатели все же осознали важность этого направления правовой защиты, и был разработан Закон СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу из-за распада Советского Союза. Однако именно он послужил ориентиром для разработки собственных национальных законов в государствах на постсоветском пространстве.

В новейшей истории современной России Закон РФ «О защите прав потребителей» был разработан и принят практически одновременно с взятием нашей страной ориентира на рыночную экономику – 7 апреля 1992 года. Этот документ, который был значительно усовершенствован в редакции от 17 декабря 1999 года, предоставил россиянам широкие права по защите своих потребительских прав.

Сегодня возникающие на потребительском рынке правоотношения регулирует не только указанный закон со всеми дополнениями и изменениями. Это сложная система из множества нормативных актов, которые образуют комплекс правил в различных отраслях права – гражданского, административного, уголовного.